Челябинский логопед дал советы по исправлению дефектов речи

30.03.2012 13:10


Диалог с логопедом о правильной и красивой речи у ребенка

Все родители хотят, чтобы их ребенок быстрее научился говорить, умел правильно согласовывать слова в предложениях и максимально быстро и полно обогатил словарный запас. При этом чтобы в его речи не было искаженных звуков и слов-паразитов.

Мамам и папам помогают решить все эти вопросы опытные логопеды. На вопросы нашего журналиста отвечает логопед Центра творчества и развития "Глагол" Наталья Савелова. 

Если у ребенка появляются проблемы в развитии речи, то мамы и папы обращаются за помощью к логопеду. Какие вопросы чаще всего задают родители?

- У каждого родителя свой ребенок и свои индивидуальные особенности, поэтому вопросов задают множество и самых разных. Но самый часто задаваемый вопрос - как долго вы будете ставить звук моему ребенку, или как долго будут походить занятия? Потому как каждый родитель заинтересован в том, чтобы ребенок научился правильно говорить, быстрее обогатился его словарный запас и правильно умел пользоваться грамматикой родного языка.

Впрочем, много задают и других вопросов. Таких, как - можно ли заниматься в домашних условиях? Что необходимо делать, чтобы процесс этот ускорился? Часто приходят с маленькими детьми. Это ранний период развития. Поэтому вопрос, какой они задают, это – когда заговорит мой ребенок? Потому что сейчас идет такая тенденция, что дети не говорят до трех лет, а родители беспокоятся по этому поводу.

Каким образом решаете все эти вопросы?

- Когда родители приходят, то мы проводим мониторинг ребенка, то есть смотрим все речевые функции, мелкую моторику, артикуляционный аппарат смотрим, смотрим, на каком уровне речевое развитие, выявляем динамику речевого развития  и в дальнейшем даем рекомендации. На каждого ребенка мы составляем индивидуальный коррекционный маршрут, по которому идет дальнейшее развитие ребенка. Даем родителям рекомендации, как заниматься в домашних условиях помимо занятий на логопедическом уроке.

В каком возрасте лучше обращаться к логопеду?

- Благоприятный период для речевого развития - это ранний период. То есть - это возраст с двух до трех лет. Это тот период развития, в котором идет становление всех речевых функций. И очень часто родители думают, что ребенка нужно отдавать к логопеду в возрасте 4-5 лет. Это в корень неверно. Потому как к 4 годам все речевые функции сформированы.

Обычно, когда родители приводят ребенка в 4 года, то это уже запоздалое речевое недоразвитие. Работать с таким ребенком намного сложнее, и период работы более длительный. Поэтому, конечно, стоит обращаться в раннем возрасте. Бывает и так, что мамы и папы думают о том, что у их ребенка речь в норме, но я все равно думаю, что ребенка стоит посмотреть в качестве профилактики, в качестве выявления каких-то будущих нарушений, с целью предотвращения их в дальнейшем.

Зачастую бывают такие случаи, когда приводят ребенка, думают, что все хорошо. А в процессе работы выявляются какие-то дефекты или отклонения. И очень важно спохватиться, выявить это нарушение, быстро предотвратить. С таким ребенком стоит месяц-два позаниматься, у него все будет в норме. И дальнейшее обучение грамоте будет успешным.

Одним из самых распространенных дефектов - картавые Л и Р. А некоторых родителей даже забавляет это неправильное произношение звуков их ребенком. Стоит ли оставлять при таком отношении к ситуации всё, как есть или же все же Вы порекомендуете обратиться к логопеду для исправления дефекта?

- Конечно, каждый родитель решает по-своему. Но у нас есть орфоэпия – наука о нормах произнесения русского языка. И мы знаем, как правильно произносить, и как неправильно. И когда ребенок картавит, а родитель говорит: "А мне нравится, как он произносит французское звучание Р".

Может быть, во Франции этот звук и правильный, то в России этот звук неправильный. И очень часто в начальных классах над такими детьми смеются, забавляются. Поэтому, думаю, не стоит прибавлять психологический стресс, психологическую травму ребенку в дополнении к другим.

Поэтому стоит поставить правильный звук. А в дальнейшем, будет пользоваться этим звуком либо тем забавным звуком, решать, конечно, самому ребенку. И как ему будет удобнее. Но лучше поставить правильный звук Р или Л. Это занимает не такой длительный период в становлении. Конечно, звук Р - это самый сложный звук. Становление этого звука в норме происходит после пяти лет.

Поэтому до 5 лет необходимо обращать внимание на его произнесение. И если ребенок после 5 лет не произносит этот звук, то с уверенностью нужно идти к специалистам. Специалисты помогут поставить звук. И у вашего ребенка речь будет чистой, ясной, с хорошей дикцией.

С какими сложными дефектами приходится работать?

- Мы беремся за все дефекты нарушения речевого высказывания. То есть и дефекты, которые связаны с неврологическим статусом, то есть это дизартрия, беремся также работать с детьми с заиканием, и другие речевые недоразвития. Опять же эффективность логопедической работы во многом зависит от сотрудничества родителей с логопедом.

Каков период работы с детьми со сложными дефектами и несложными?

- Если у ребенка речь в норме, то звук ставится за два - три месяца. Если у ребенка дефект - нарушение вследствие общего недоразвития речевого высказывания и, допустим, дизартрических расстройств, то здесь особых рамок ставить нельзя.

Потому как это все-таки неврологический статус, и лечение здесь проходит комплексно. То есть при содействии врача-невропатолога, логопеда и очень часто психолога. И то, как будут взаимодействовать специалисты, то как будут выполнять рекомендации родители, от всего этого зависит период восстановления речевого высказывания. У одних детей это происходит за полгода, у других и за два года.

Реально исправить какие-то дефекты в домашних условиях или все равно нужно идти к специалисту?

- Конечно, в домашних условиях можно ставить какие-то звуки, но при рекомендации логопеда. Бывает и так, что родители ставят неправильно звуки, и дети остаются с таким дефектом на всю жизнь.

Каждый ребенок индивидуален, и у каждого свои особенности. С одним, к примеру, достаточно позаниматься с органами артикуляции, с языком и губами. И тогда звук у него становится сам. Поэтому это можно делать и в домашних условиях. Но только с рекомендациями логопеда.

А у некоторых детей более сложные дефекты, в комплексе с какими-либо другими нарушениями, либо связанные с неврологией и мозговыми травмами. В таких случаях, конечно, следует работать со специалистами. И в домашних условиях можно заниматься только по рекомендациям. Выполняя домашние задания.

Как будет проходить работа с ребенком, каким образом построено логопедическое занятие?

- Логопедическое занятие проходит в игровой форме. Потому как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Работаем над органами артикуляции, над органами артикуляции: упражнения для губ, язычка, гортани. Для каждого звука есть свои специализированные упражнения.

Далее идет работа над мелкой моторикой, потому как уже доказано, что развивая пальчики, мы развиваем речь. И в занятия входит развитие всех функций речи - то есть это связное высказывание, построение предложений, умение высказывать свою мысль, умение пересказывать, обобщать, рассказывать, обогащаем словарный запас по разным лексическим темам, умение согласовывать прилагательные, существительные и глаголы по категории числа, падежа и рода.

Для каждого дошкольного периода используются разные виды деятельности. Например, для детей раннего возраста ведущей деятельностью является сюжетная игра. Занятие строится в виде игры.

Например, сказкотерапия. При помощи обыгрывания какой-либо сказки мы развиваем связное высказывание, учимся строить правильно выражения, учимся отвечать на вопросы, учимся обыгрывать разные ситуации и умение находить выход из них. То есть помимо логопедических упражнений мы проводим упражнения на развитие психических функций: памяти, внимания, мышления, слухового восприятия, зрительного восприятия.

Учим ребенка слышать фонему родного языка, чтобы в дальнейшем предотвратить нарушения при обучении чтения и письма. С детьми старшего, подготовительного возраста проводим занятия в учебной деятельности, так как ведущая деятельность - учебная. Занятия проходят с использованием игровых моментов и при использовании различных дидактических материалов. В старшем дошкольном возрасте и подготовительном ведущей деятельностью является игра и учебная деятельность.

Поэтому занятия проходят с включением игровой деятельности, то есть также проигрываются различные грамматические игры, игры со звуком, игры для автоматизации определенного звука, - и игры с дидактическим материалом, где есть рабочие тетради по каждому звуку, по грамматике, по обогащению лексического запаса слов, по развитию грамматической стороны речевого высказывания.

Насколько эффективной будет работа, и получит ли ребенок стопроцентную гарантию того, что его дефект будет исправлен?

- Стопроцентную гарантию, конечно, никто не может дать. Потому как каждый ребенок индивидуален. И основа логопедической работы зависит от тесного сотрудничества с родителями, то есть если родители будут заинтересованы в том, чтобы их ребенок научился правильной речи, обучился правильному звуку, то будут сотрудничать, выполнять домашние задания, выполнять все рекомендации, какие дает специалист.

То в таком случае гарантия практически - сто процентов. Но бывает так, что приходят дети с очень сложным дефектом, и мы рассчитываем на один период коррекционной работы, но этот период сокращается, потому как родители заинтересованы, и у ребенка все складывается наилучшим образом. Бывает, что приводят ребеночка с небольшим отсутствием какого-либо звука, но этот период затягивается потому, как работа дома не ведется.

Занятий логопедических не хватает, поэтому этот период оказывается более длительным. То есть каждый ребенок индивидуален, подбирается свой коррекционный маршрут. То как быстро и эффективно будет идти работа, зависит и от педагога, и от родителей, и от самого ребенка.


Регион: Челябинск        Рубрика: Образование  


Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования. Новости 16+ В случае заимствования, копирования или распространении в какой-либо форме информации сайта naurfo.ru и СМИ «Новости УрФО» (информационное агентство) обязательна гиперссылка на источник naurfo.ru (http://naurfo.ru/) и текстовое указание СМИ «Новости УрФО» (информационное агентство). Материалы, подготовленные СМИ "Новости УрФО" (Информационное агентство), размещаются с указанием источника. Номер свидетельства ИА № ФС 77 – 68212, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 27.12.2016 г. Действующее.

Написать комментарий

 

Последние новости

Центр коррекции веса Марины Ларцевой и Ларисы Ивановой

Центр коррекции веса Марины Ларцевой

Полицейский в Челябинске отрезал голову своей жене

березовая роща

 



Похожие новости